Алфавита. Книга соответствийBooks

alfavita.jpg

30 ноября в рамках Девятой Международной ярмарки интеллектуального искусства Non/fiction 2007, проходящей в Центральном Доме Художника прошла презентация новой книги Андрея Волоса "Алфавита. Книга соответствий".
Книга соответствий лауреата Государственной премии Андрея Волоса "Алфавита" – это роман о современной действительности, вошедший в короткий список (short-лист) премии "Большая книга-2007".

Книга необычна по форме – рассказы расположены в алфавитном порядке. Их можно читать в любой последовательности, и каждый раз получится новый роман.
По мнению критиков, Андрей Волос "нашел золотую середину между остросюжетной беллетристикой и серьезной "исповедальной" литературой и создал действительно современный роман, продолжающий традиции русской классической прозы".
Автор выступает в роли демиурга (греч,demiourgos, "творящий для народа", "творец"), предлагающего читателю поиграть, составить "интерактивную" мозаику жизни. Подобные каталоги человеческого бытия в свое время создавали Хорхе Луис Борхес, Хулио Кортасар, Милорад Павич.

Новая книга лауреата Госпремии РФ по литературе Андрея Волоса - это азбука жизни. Книга состоит из многочисленных рассказов, очерков, эссе, которые объединены в тему жизни. Рассказы о том, что значит для простого советского человека сервант "Хельга", сберкнижка с заначкой и знакомый мясник в гастрономе, вызовут чувство ностальгии у тех читателей, кто еще помнит об этом. Остальным будет также же интересно прочитать о специфике жизни в Таджикистане, о местных нравах и порядках, родословную семьи, узнать о специфике работы геолога, ранние детские воспоминания, уморительные и небывалые истории. Книга написана легким литературным языком и может легко "разойтись на афоризмы".
Как всего 33 буквы алфавита учат ребенка читать бесконечное количество книг и познавать мир, так ALFA-VITA, ограниченная количеством историй, учит взрослого безграничности опыта и выбора.
Новый роман Андрея Волоса "Алфавита" вошел в short-лист Национальной литературной премии "Большая книга", в котором числятся всего 12 ведущих российских автором - Дина Рубина, Виктор Пелевин, Людмила Улицкая и др.

Ведущие презентации – хозяева литературного салона "На самотеке" – Дмитрий Дмитриев и Наталия Попова.

Презентацию книги посетили:

- члены экспертного совета Национальной литературной премии «Большая книга», с которыми вы сможете обсудить тенденции современной литературы, особенности работы жюри, критерии оценки номинантов и многое другое;

- активные участники московской литературной жизни – писатели и критики.


Леонид Шкурович (директор второй редакции издательства "ЭКСМО"): Мы очень рады и гордимся тем, что эта книга вышла у нас в издательстве. Я за последний год прочитал мало книг, но эту книгу прочитал с большим удовольствием. Книга достойная, и очень сожалеем, что она не вошла в тройку "Большой книги 2007".


Ольга Ильинична Новикова (представитель журнала "Новый мир") дала свою оценку книге Андеря Волоса: "Книга "Алфавита" демонстрирует конец эпохи постмодернизма и переход к новой современной тональности".

Лариса Михайлова (директор группы современной прозы издательства "ЭКСМО"): Для нас большая честь выпустить данную книгу. Мы делали книгу с огромной любовью.


Андрей Волос: Я хочу поблагодарить своего давнего и важного друга - свою маму Иветта Ивановна Воропаева , которая сегодня присутствует здесь.

Свою книгу Андрей Волос посвятил своим друзьям, которые также пришли на пресс-конференцию.

В ходе вечера Андрей Волос зачитал некоторые главы из книги.

После этого состоялся "Конкурс соответствий". На входе все получали приглашение, которое стало лотерейным билетом. Двое участников соревновались между собой на самое больше количество слов, которые можно было составить из слова "АЛФАВИТА". Победителю достался ценный приз - кальян.

- Андрей Волос это псевдоним?
- Нет, это мое настоящее имя.

- Способствует ли псевдоним лучшим продажам книг?
- Если бы псевдонимы способствовали лучшим продажам, я бы писал под псевдонимом.


Андрей Германович Волос
- родился в 1955 г. в г. Душанбе (Таджикистан), в семье геолога. Окончил Московский институт нефтяной и газовой промышленности. До 1994 года работал в Москве геофизиком и программистом, потом занимался риелторской деятельностью. Как поэт дебютировал в 1979 году. Занимался переводами с таджикского языка, в 1988 году выпустил книгу стихов. В 1989 году у Андрея Волоса вышла книга прозы "Команда 22/19". Печатался в журналах "новый мир", "Воскресенье литературное", "Знамя", "Дружба народов" и др. Андрей Волос - автор романов "Хуррамабад" (2000) и "Недвижимость" (2001). В настоящее время живет и работает в Москве. Лауреат премии журнала "Крестьянка", Фонда "Знамя" (1996), "Братья Карамазовы" (1998). В 2000 году писатель был отмечен Государственной премией Российской Федерации.


С любезного разрешения издательства "ЭКСМО" публикуем некоторые отрывки из книги Андрея Волоса "Алфавита. Книга соответствий":


БОГ

Ежу понятно, что ни на один из вопросов, касающихся смысла или цели жизни, невозможно ответить в терминах самой жизни - то есть не прибегая к понятиям, выходящими за ее пределы.
Тому, кто хочет, чтобы его жизнь имела цель и смысл более значительные, чем просто поддержание существования и развития вида, не обойтись без помощи Бога.
В Бога можно просто тихо верить. А можно наводить порядок в умах, прибегая хоть к четырем доказательствам бытия Божия, хоть к теореме Гёделя о неполноте.
Мне всегда казалось, что Бог - это та черная неизвестность, что окружает человека. В которую он летит безоглядно, как мотоциклист в тумане, и не знает, в какой момент его размажет о бетонную стену. По-моему, этого достаточно.
Идея же, будто мы есть любимейшее Его творение, на мой взгляд, не выдерживает никакой критики. Нет, ну в самом деле, зачем Ему, при Его могуществе, могли понадобиться мы? Во-первых, следить за нашей земной суматохе необыкновенно хлопотно. Во-вторых, для удовольствия, связанного с любованием плодами собственного труда, Он мог бы создать и что-нибудь более привлекательное.
Должно быть, Он все-таки не всесилен: ну не может Он создать такой камень, какой Сам не мог бы поднять!
Поэтому Ему пришлось заняться людьми - чтобы достичь какой-то своей цели через наше посредство.
Если Он и смотрит за нами, то исключительно как биолог, следящий за развитием в пробирке нужного ему штамма: когда жизнедеятельность микроба оставит след в виде искомого лекарства, использованная пробирка будет тщательно вымыта и высушена, и Он об этом штамме уже никогда не вспомнит.
А если мне скажут, что я оперирую слишком человеческими понятиями - в том смысле, что человеческие понятия могут нести на себе лишь тень Божеских, человеку совершенно неясных, - я отвечу, что нечего и толковать о том, что никогда не может быть понято.

ФИЛОГЕНЕЗ

В нашей семье было так.
Когда дедушка умер, бабушка нашла в его столе неизвестную ей сберегательную книжку с довольно крупной по тем временам суммой - сто девяносто рублей.
В книжке лежал листок бумаги, на котором каллиграфическим дедовским почерком было написано: "Таня! Не волнуйся, это честные деньги - тебе и детям".
Приходные записи показывали, что счет пополнялся много лет, но очень мелкими суммами - не больше двух рублей в месяц.
Дед вообще любил всякие заначки. И говаривал очень хмуро, когда, например, мама просила у него тридцатку в долг на покупку туфель: "У ваших денег глаз нет!".
Бабушка долго рыдала над этой книжкой, изводя детей нелепыми просьбами отнести ее, бабушку, на кладбище и зарыть в ту же могилу, где лежит ее золотой муж.
А в семье моей будущей жены дела обстояли несколько иначе.
У ее отца, человека довольно обеспеченного, было несколько сберкнижек. Но все деньги с них он завещал своей сестре, а вовсе не жене и не детям, и когда умер, вдова с ней, с сестрой, судилась.
Я-то этого ничего не знал. Откуда мне это было знать? Я об этом потом узнал, много позже.
Что же касается сберкнижки, то у нас была своя собственная история.
Отец как-то раз вручил мне пятьдесят рублей и наказал положить их на книжку... Я так и сделал.
И старался забыть об этой сберкнижке... Потом у жены кончилось пальто.
Кто хоть единожды был женат, тот знает, как бывает с женскими пальто: было - и кончилось. Я и тогда хорошо понимал, что в этом нет ничего противоестественного. Денег на новое не хватало. Я спросил, нельзя ли купить пальто подешевле. Впрочем, вопрос был риторический - оно и так не было чрезмерно дорогим, это проклятое пальто. Просто мы были бедны. В ответ она так горько усмехнулась, что мне стало стыдно.
- Да, ладно, плюнь, - небрежно сказал я, невольно копируя отцовские интонации. Я думал, она обрадуется, как радовалась в таких ситуациях мать. - У меня есть еще пятьдесят рублей.
- Пятьдесят рублей?! - насторожилась она. Горькая улыбка медленно сползла с ее лица, и оно сделалось оскорбленно-озабоченным. - Откуда?!
- С книжки сниму, - беззаботно махнул рукой я.
...
- С книжки? - оторопело спросила она. - У тебя есть своя сберкнижка?
В меня летели рубашки, брюки, трусы...
- Смотри мама! - распаленно кричала она, показывая на меня пальцем. - Ему плюй в глаза - все божье роса! Его ничто не берет! Сволочь какая! Он от меня деньги прячет, сберкнижки заводит...
Мы переночевали в разных комнатах. Утром я, уходя на работу, захлопнул дверь, а шагая к трамвайной остановке, сунул руку в карман куртки. И удивился ощущению непревычной легкости.
А она, оказывается, тайком сняла с брелока ключи.
Вот такой филогенез.

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

У наc дома была энциклопедия.
Большая Советская Энциклопедия, второе издание. Иссиня-черные книги ин-кварто. Пятьдесят одна штука. Первый том ("А" - "актуализм") сдан в печать 15 декабря 1949 года.
Подписывалась и том за томом выкупала ее саратовская бабушка, папина мама - Наталья Яковлевна Рязанова.
Последний том вышел в 1955 году. Годом позже отец приехал в Саратов, запаковал в большой фанерный ящик энциклопедию и мешок картошки и отправил малой скоростью в г. Сталинабад - столицу Таджикской Советской Социалистической Республики.
Картошку съели, а энциклопедия еще два года лежала в том самом ящике - ее негде было расставить. В 1959-м мы переехали в отдельную однокомнатную квартиру. Отец заказал плотнику в Геологоуправлении стеллаж из надежной доски - "тридцатки".
И энциклопедия заняла подобающее ей место.
Я ее читал лет с семи. Иногда просто сплошь читал. Том за томом. По принципу ковровых бомбардировок. Увлекательная вещь.
До сих пор энциклопедия поражает меня своим замечательным устройством.
Фантастика! Что ни захотел узнать - вот оно, под рукой.
Потом у меня появился Брокгауз, Репринт, разумеется. И третье издание БСЭ.
Но они как-то... не знаю... хуже? ... да оставьте. Не хуже. Где еще узнать, например, все о парусном вооружении, как не в Брокгаузе!!! А где еще почитать толком... да ну, бросьте, отличные, отличные энциклопедии.
Просто не такие родные.
А вот БСЭ второго издания - ну просто бесценная вещь.
Просто бесценная.
Мы с ней всегда в обнимку.

Купить книгу Андрея Волоса Алфавита. Книга соответствий.

03.12.07 12:33 автор: said