Проектор - девятый номер журнала \ Art
Вышел в свет девятый номер "Проектора". Пока процесс не приобрел для редакции свойства рутины, выход каждого нового номера воспринимается как чудо. Как будто журнал образовывается из хаоса сам по себе, без всякого нашего вмешательства. Чудеса, да и только! Этот номер вроде как предновогодний, и главный редактор -- Митя Харшак не смог удержаться от оптимистических пожеланий на приближающийся две тысячи десятый. В конце года настолько верится в светлое будущее, что Проектор принял решение завершить своеобразную антикризисную рубрику "Полезные советы". Хочется верить, что эта рубрика, сопровождавшая журнал в течение всего девятого года, нам более не пригодится.
С мощным началом "Проектору" повезло! Журнал открывается интервью Массимо Виньелли, которое он дал главному редактору журнала Мите Харшаку и главному редактору портала design-union.ru Александру Линецкому: "С самого начала моей карьеры я намеренно оставался в стороне от модных веяний в дизайне и стремился к вечным ценностям. Поэтому, оглядываясь назад, я вряд ли могу увидеть в своих работах то, что теперь можно было бы улучшить. Если они казались мне хорошими тогда, то я доволен ими и сейчас. И наоборот".
(Массимо Виньелли специально для "Проектора").
В продолжение Проекта "Персонификация" показ плакатов Игоря Гуровича и его рассказ о своей работе. В публикации мы цитируем Сергея Ивановича Серова, который сказал о Гуровиче: "В своих выступлениях, интервью, мастер-классах Гурон обычно культивирует имидж безбашенного "гуляки праздного", который тратит на создание плаката не более четверти часа. Обман трудящихся и учащихся! Гурон -- трудоголик. Я свидетель. Десять лет назад мы работали с ним над номером "Союза дизайнеров". Легкий, прозрачный макет, созданный как бы на одном дыхании, на самом деле делался тяжело, кропотливо, долго и мучительно. По ответственности, серьезности и дотошности с Гуроном может сравниться разве лишь Чайка". А вот слова самого Игоря: "Мне кажется, что нас можно выкидывать из самолета над вражеской территорией. Нас, собственно, жизнь и выкинула... Москва 1988 года была абсолютно вражеской территорией. И мы выжили. А, к сожалению, очень многие ребята, которые нас учили и были богами, этого не выдержали. Поколение, которое нас вводило в профессию, оказалось очень трагическим..."
В своем авторском разделе "Русский дизайн" Ольга и Александр Флоренские показывают проект "Географические карты". Этот раздел неподвластен даже главному редактору, но будь у него хоть полная власть над публикацией, все равно ничего исправлять бы не стал!
Проект No. 3 "Буквы" целиком посвящен шрифту "21 цент" Юрия Гордона. Вот что пишет во вступлении к статье главный редактор: "В прошлом номере мы начали публиковать эпический рассказ Юрия Гордона о работе над шрифтом "21 цент".
Присланный Юрием текст казался бесконечным, но сокращать что-то безжалостной редакторской рукой не получалось -- каждое предложение плотного, как стена, текста цеплялось за предыдущее и бросало связочку на следующий кусок текста.
Сокращение на первый взгляд несущественного текстового фрагмента проделывало заметную дыру в повествовании. Поэтому я бросил эти редакторские затеи и решил публиковать рассказ с минимальными сокращениями. В этом номере вторая часть повествования. В следующем будет окончание. И завершение публикации, растянутой во времени на полгода, по нашим затеям, должно совпасть с окончанием работ над шрифтом "21 цент". Если получится, то это была бы такая красивая история".
В проекте No. 4 "Предмет" завершается история с публикациями из книги "300 полезных советов". В этом номере последние антикризисные рекомендации для молодых родителей -- как самому из большого взрослого стула сделать маленький стульчик для ребенка. А далее раскрывается секрет происхождения масок, в которых Митя Харшак последние три номера фотографируется для редакторской колонки. Это же затея Андрея Люблинского под названием "Good/Bad". В публикации почти все существующие на сегодняшний день персонажи этого долгоиграющего проекта. И, конечно же, куда без рассказа о легендарных предметах ХХ века из коллекции блистательной "Витры". В этот раз вместе со
всем человечеством "Проектор" отмечает пятидесятилетие стула Panton chair.
Славный полувековой юбилей объекта космической красоты!
А проект No. 5 "Среда" "по-проекторовски" ретроспективен, несмотря на название одной из публикаций "Дом будущего". Ведь речь идет о футуристическом проекте дома, реализованного в 1957 году, когда все стремилось в космос к новым достижениям в материалах и формообразовании. Дом будущего и сейчас на фотографиях выглядит как декорация к фантастическому голливудскому фильму.
Тем более любопытно сравнить эстетику американского представления о будущем образца середины пятидесятых с проектами малых архитектурных форм того же времени, но родом из СССР. Вторая публикация проекта "Среда" показывает альбом малых архитектурных форм, спроектированных в Ленинграде в 1954 году мэтрами ленинградской архитектуры и дизайна - Иосифом Александровичем Ваксом и Леонидом Сергеевичем Катониным.
Проект No. 7 "Фотографирование" представляет вдохновленные Босхом и Дюрером фотографии берлинского фотографа Влада. Именно так Vlad, без фамилии.
Длительность съемочного процесса и провокационный характер фотографий в какой-то момент заставили Влада совсем отказаться от привлечения моделей, в роли которых первоначально выступали его друзья. Поэтому на многих снимках мы имеем удовольствие видеть самого автора. Также с этого номера стартовала новая рубрика -- совместный проект журнала и фотогалереи "Стачка", которой, как известно, рулит уважаемый член проекторовского редсовета Юрий Молодковец. Для начала "Стачка" представила фотопроект "Разные люди" Александра Петросяна.
В проекте "Школа" наш постоянный автор, знаток и активный движитель промдизайнерского образовательного процесса Сергей Хельмянов рассказывает о прелюбопытнейшем проекте мухинских студентов-промдизайнеров: "Ноги комара -- спицы от старого зонтика. Где взять? На блошином рынке, купить у барахольщиков. И им радость, и дизайну польза. Суставы -- то, что нужно, конструктив отменный! Кстати, о блошином рынке и блохе... Блошиные ножки можно увидеть в отработавших свой век автомобильных дворниках, а голову -- в старой механической бритве. А старые канцелярские прищепки -- это просто находка!
Отходы цивилизации? Строительный материал!"
Библиофильский проект No. 9 "Книги" открывается традиционной рубрикой Михаила Карасика по истории книги двадцатых-тридцатых годов ХХ века. В этот раз публикация "Циркач стиха" о "конструктивном" наборе. В качестве примеров книги Эль-Лисицкого и Телингатера. А в следующей публикации книжного проекта главный редактор Митя Харшак объясняется в любви замечательному журналу [kAk) и его главному редактору Петру Банкову. В Проекторе опубликованы все 56 обложек [kAk)'a. И не удивляйтесь, что журнал поставлен среди книг. По следу в вечности [kAk) ничуть не меньшая Книга! "О, как я завидовал и восхищался авторами журнала -- придумщиками и затейниками на все лады, мастерами и кудесниками! Завидовал по-доброму, признавая в них титанов, освещающих путь в профессию своим яростным могучим горением. И я внутренне чуть-чуть грустил, понимая, что никогда-никогда мне не испытать того полета, которое даровано им -- небожителям, залихватски оседлавшим птицу счастья и выпускающим на радость всем ребятам самый лучший дизайнерский журнал! Но жизнь повернулась прекрасно-иначе, и теперь у меня есть "Проектор" -- своя игровая площадка. А [kAk) и сейчас остается образцом жизни в профессии и отношения к делу. И в этом высоком смысле делания Дела я, безусловно, почитаю Петра Банкова своим старшим товарищем. Эта публикация -- мое признание в любви и дань уважения Петру и всей ослепительной [kAk)-команде. Ребята, я люблю вас и восхищаюсь вами!" (Митя Харшак о журнале [kAk))
Далее партнер журнала -- информационно-книготорговая компания "ИндексМаркет" представляет четыре книжки со своих бесконечных книжных полок. А "Проектор" выбрал одну замечательную книжку для более подробной рекомендации: "Чего тут только нет -- буковки, резанные из бумаги, гнутые из железа, светящиеся композиции из неоновых трубок, игры в пространстве и обманки глаза -- своеобразный шрифтовой тромплей. Псевдотрехмерка, выпрыгивающая из плоскости листа, и объемно-пространственные композиции, заключенные в плоскость, -- всевозможные радости дизайнера, которому дали полную свободу делать с буквами все что душе угодно и делать буквы из любого подручного материала.
Подавляющее большинство репродуцированных работ представляют самые разные игры с объемом, материальностью самих букв и окружающим пространством. Есть даже алфавит, собранный из сырого фарша и упакованный в полиэтилен, как фаршик на полках супермаркета. Съешь меня -- буквы в стране чудес да и только!" (Митя Харшак о книге "Type addicted")
С наступающим Новым годом, дорогие читатели! Встретимся в десятом!
С приветом,
Митя Харшак
http://kharshak.livejournal.com
Где купить новый номер и другие подробности:
http://www.projector-magazine.ru/