Французская школа \ Design
Блог Шарлотты Читхейм (Charlotte Cheetham) Manystaff.org является одним из самых популярных дизайн-ресурсов. На прошлой неделе Шарлотта вместе со своими друзьями-художниками проводила в Москве в институте "Стрелка" лекции и семинары от "Параллельной школы" (Parallel school).
Гипнотическая машина
Мне, как человеку увлекающемуся кино, понравилась параллель между кино и современным искусством, которая прозвучала в рамках пятидневного воркшопа от французской дизайн-студии Officeabc.
Французский режиссер Жан Эпштейн называл кино «гипнотической машиной», действующей на грани сна и воображения. Как быстро вы возвращаетесь к реальности, когда начинаются финальные титры? Катрин Жираль и Брис Домингес предложили работу со значением титров - во французском языке их называют словом «generique», этимологически происходящему от латинского слова, означающего «создание» и «начало». Кроме того, титры - это текст, слова появляющиеся в конце. То есть, согласно Officeabc, все начинается с конца.
По итогам воркшопа его участники вместе с дизайнерами студии Officeabc подготовили серию постеров формата А0, посвященных кинематографическому восприятию Москвы, и ретранслирующих их впечатления от города. Как происходила работа? Участники приносили на занятия свои любимые фильмы и рассказывали о нем (почему он им нравится, каковы были их ощущения при просмотре и т. д.). Затем они работали с бумагой, ножницами, ризографом и т.д. Следующим шагом была прогулка по Москве, поиск кинематографических референций. Завершилось все собственно созданием постера и его презентацией.
Гости "Стрелки"
Давайте также познакомимся с гостями "Стрелки", проводившими лекции в эти дни.
Итак, кто такой Пьер Ванни, художник, муж Шарлотты и человек, увлекший ее дизайном? Ведь он именно тот, с кого все началось. У Пьера очень интересный сайт, полностью интерактивный, со шрифтами, слегка стилизованными под арабский, что прекрасно символизирует современную модную и молодую Францию и что характеризует его как человека, не чуждого политики. В широких кругах Пьер Ванни прежде всего известен своими экспериментами с техникой оригами -- из бумаги он создает сложные трехмерные скульптуры. По запросу его имени «гугл» выдает целый перечень ссылок на различные экспериментальные видео, созданием которых увлекается Пьер. В списке его клиентов -- Центр Помпиду и New York Times, а также Dazed & Confused. Известно также, что он окончил Тулузский Университет, где изучал прикладное искусство, а затем основал собственную студию дизайна.
А кто друзья Пьера Вани, которые читали лекции и проводили семинары в рамках «Параллельной школы» в Москве на прошлой неделе?
Маэль Фурнье-Комте - один из основателей Parallel School. Он окончил лондонский Royal College of Art и увлекается идеями гуманизма и утопического идеализма. На сайте «Параллельной школы» он пишет о том, как нашел «захватывающее определение параллельной школы в ее этимологии»: «На латыни scola означает "прилежный отдых" и skole в греческих средствах "перемена, посвященная обучению". По мнению Маэля это определение, как нельзя лучше подходит сути проекта, в котором обучение проводится как бы в игре.
Не случайно, одна из тем лекции, проведенной в институте «Стрелка» пятерыми французскими лекторами, стала «Учитель покинул здание». Ведь основная идея «Параллельной школы» - это обучение вне стен образовательных учреждений. Все то, что мы получаем от жизни самостоятельно - прочитанные книги, просмотренные фильмы, общение с интересными и умными людьми.
Самуэль Бонне - дизайнер, выпускник парижского ENSAD, сооснователь Parallel School. Вместе с Маэлем Фурнье-Комте они организовали дизайн-студию SA|M|AEL, буквально в прошлом году. На их совместном сайте гигантскими белыми буквами по черному фону написано, что студия использует книгопечатание, рисунок, видео, печать в своих проектах.
Роберт Соллис - дизайнер, один из основателей компании Europa. Надо отметить, что все сотрудники компании Europa (а это четыре человека) также, как и Роберт, обучались в лондонском Royal College of Art и, соответственно, являются единомышленниками. О Роберте Соллисе хорошо могут сказать его работы для «Европы»:
Роэль Воутерс - голландский дизайнер, чей профессиональный интерес сконцентрирован не на продукте дизайна, а на условиях процесса его создания. Так, например, он создал веб-сайт для W139, находящейся в Амстердаме выставки и производства «интервалов» для современного искусства. Что имеется в виду? Существует так называемая машина WEX - стол, который фотографируется сверху каждые 5 минут, а фотография автоматически издается на первой полосе W139. Это позволяет посетителям и сотрудникам W139 быстро и немедленно издавать их мысли, пожелания или объявления. Современное искусство в действии, буквально.
Воутерс управляет собственной студией Xelor, осуществляющей проекты на стыке дизайна и медиа. Преподает интерактивный и графический дизайн в Gerrit Rietveld Academy, Sandberg Institute и Yale University School of Art. Сейчас работает над проектом для Piet Zwart Institute совместно с Луной Маурер и Джонатаном Пакей.
Роэль любит коллаборации. Вместе с Луной, Джонатаном и Эдо Паулусом он написал Conditional Design Manifesto, в котором изложил свои идеи об условиях дизайнерского процесса, то что он называет conditional design.
Parallel School
В завершение несколько слов о "Параллельной школе".
Проект «Параллельная школа» пропагандирует параллельные пути самообразования и создание сетевых проектов с использованием Интернета. Главное утверждение - то, что студенты могут учиться вне академического школьного контекста, соприкасаясь по жизни с различными людьми. Интересно, что лейбл «параллельная школа» не подлежит копирайту и может использоваться кем угодно, кто желает организовать обучение и рабочие контексты.
"Мы предлагаем создать эфемерное общественное место как обменную область для работы и экспериментирования вокруг графического дизайна, искусства, образования и процессов обучения" - пишет у себя на сайте Шарлотта про "Параллельную школу". Данные эксперименты привели к публикациям, тут же на месте, за короткий промежуток времени - а конкретно 5 дней.
Кроме того, дизайнеры и студенты проекта Parallel School обсудили альтернативные способы образования, которые позволяют эффективно обмениваться опытом, экспериментировать и развиваться, рассказали о личном образовательном опыте - о книгах, фильмах, людях, которые повлияли на них. А также обсудили книгу французского философа Жака Рансьерса «Учитель-невежда», роман «Фердидурке» Витольда Гомбровича, фильм En rachâchant Жан-Мари Штрауба и Даниэля Юйе.
После дискуссии состоялся показ фильмов «Симбиопсихотаксиплазма» Уильяма Гривса и «Фантом свободы» Луиса Бунюэля. Уильям Гривз проводил пробы актеров для съемок в драме об отношениях двух молодых людей. Зритель одновременно видел сцены из будущего фильма, разыгранные актерами, и документальные кадры о работе съемочной группы Гривза.
У Шарлотты на сайте есть одна хорошая цитата: "История педагогики - это больше история любви, чем история дидактических материалов". Кажется "Параллельная школа" следует этим принципам.