Жизнь цыган. «Просто ветер» \ Cinema
Etoday рассказывает еще об одном фильме 42-го кинофестиваля «Молодость», который завершился сегодня в Киеве. Это картина венгерского режиссера Бенедека Флигауфа «Просто ветер», получившая «Серебряного медведя» в Берлине в феврале и главный приз фестиваля «Завтра/2morrow» две недели назад.
Темная комната, слабый луч света говорит о том, что это утро. Ноги, руки, человеческие тела лежат так близко. Это семья. Мама, дочка и сын.
Первой просыпается мать, камера смотрит из-за ее плеча. Она проходит в захламленную кухню, готовит какую-то баланду и кормит ею покашливающего деда. Одевается, берет в руки полиэтиленовый пакет, выходит на улицу, закуривает, садится в автобус.
Потом просыпается дочка. Анна, лет 15. Густые темные волосы, крепкая фигура, похожа на мать. Она приносит воды со двора, снимает майку, умывается, натягивает шорты и футболку, идет в школу. Там достает учебник английского и начинает быстро повторять слова.
Последним просыпается мальчик Рио. 11-летний смуглый красивый ребенок, который хватает на ходу из кастрюли куриную шею и так начинает свой трип по лесистым окрестностям с рюкзаком за плечом. К мальчику камера относится более бережно. Если женщины – это обреченная телесность человеческого существования, то мальчик – душа этого фильма.
Фильм «Просто ветер» - о последнем дне жизни этой цыганско-венгерской семьи, основанный на реальных событиях, но с вымышленными героями. В фильме играют непрофессиональные актеры, в нем нет никакого даже намека на искусственное освещение, камера, как и положено, постоянно дрожит и скользит по телу героев.
Соседскую семью вчера расстреляли и не трудно догадаться, что случится в конце и с этой семьей. «Маленькие цыганчата вырастают», - саркастически замечает полисмен, который обследует место преступления. Рио слышит все это, сидя в шкафу. Он понимает, что беда может настигнуть в любой момент. Он – дитя леса. Он строит в лесу землянку, готовит убежище для своей семьи, он хоронит убитую мародерами соседскую свинью. Он будет убегать в лес в эту последнюю ночь, когда выстрелы будут лететь ему в спину.