Ювелирная механика - интервью с Владимиром Маркиным \ Art, Luxury
Владимир Маркин - создатель собственной лаборатории, где он выводит новые рецепты дизайна ювелирных изделий. На такие консервативные материалы, как золото и бриллианты он смотрит с большой долей иронии и считает, что в его работах главное не драгоценности, а эффект, производимый внешним видом и необычной конструкцией украшений.
С чего началось твое увлечение ювелирным делом, почему многие твои украшения так похожи на механизмы?
Наверно причина в увлечении машинами, автомобилями. Я много времени провел, копаясь в старых «Победах». Но повлияли художественные школы, Строгановка. Я в детстве все время рисовал, рисовал, рисовал, потом пошел в институт. В институте тоже пытался рисовать, но недолго, потому что пошел работать, трудился в самых разных местах.
По специальности?
Да. Только по специальности. В институте работать руками не научат так хорошо, как этому можно научиться на практике. Я не знаю в России таких заведений, которые готовят людей к тому, чтобы что-то придумывать. Может только недавно появились. В Строгановке есть отделение дизайна, оттуда вышло много хороших профессионалов. Нельзя сказать, что институт ничего не дает - все ведь зависит от человека: если он хочет взять знания, то возьмет. Но я для себя понял, что не стоит пытаться вытянуть что-то из классической российской школы.
Но классическое образование дает хорошие базовые знания.
Оно действительно нужно. Когда я учился в школе, у меня был преподаватель по живописи, который входил в состав «Ослиного хвоста», был учеником Куприна и учиться у него было большим счастьем для меня.
А почему все-таки не занялся живописью?
Хотелось работать руками. Меня больше к технике, механизмам, малым формам тянуло. Я люблю в деталях копошиться. Пытался с деревом работать, но у этого материала возможности другие. У меня есть товарищ, он раньше делал объекты из бамбука, сейчас тоже частично перешел на металл. Потому что взять, к примеру, бамбук - он может погнуть его, расщепить и все. А металл можно гнуть, расщеплять, сваривать, все что угодно делать. Он больше свободы для творчества дает.
После учебы ты пошел в ювелирные мастерские работать?
Работал с очень хорошими мастерами, людьми, за которыми я подглядывал все время, подглядывал...
И наверно все это время хотелось открыть что-то свое, собственную мастерскую?
Даже не так, я хотел делать что-то очень крутое. Но люди боятся. Люди привыкли к стандартным формам. Типа, сделайте дорогие камни, простые оправы, чтобы можно было камни продать потом, или чтобы побольше драгоценного металла было. Боятся, наверное, что деньги обесценятся и поэтому покупают золотую цепочку, которую в любой момент можно сдать в ломбард.
Люди твои работы воспринимали как слишком артовые?
Я работал в одной фирме дизайнером - сделал несколько колец для них, пытался компромисс найти между чужими запросами и своим видением. Но потом надоело убеждать людей. Я поражался им, у них предприятия, есть огромные ресурсы, всегда можно сделать несколько вещей, которые покажут, что у тебя есть свое собственное лицо. Но они боятся. Боятся, что какая-то вещь у них надолго задержится, не будет продана сразу.
С чем это связано?
Со складом людей. Поэтому даже сейчас делают деревенский авангард с большими дешевыми камнями, с топазами, например. Покупатели видят, что они сверкают и сразу - ах! Когда у меня база клиентов наработалась, я ушел. Сначала была маленькая мастерская, я в ней сидел, работал один. Теперь появились помощники, которые разгружают меня по организационной части. А я все сижу, делаю свое дело и меня ничто не отвлекает. Поэтому, кстати, скоро у нас появятся очень классные вещи. Я давно хотел их сделать - механические украшения.
Давай сначала про то, что уже есть. Коллекция «Канцелярские изделия», напоминает стимпанк...
Вот-вот! Я посмотрел все стимпанковские фильмы, эта викторианская тема мне очень нравится. Но у меня будет не викторианский стимпанк, а скорее в духе ар-деко. Стимпанк - это переосмысление современного мира категориями викторианской эпохи. Если бы компьютер придумали в XIX веке, он был бы с паровым котлом, большими линзами, наполненными водой, с кучей неведомых деталей, все они шевелились бы. Как в «Городе потерянных детей» персонаж был в аквариуме и на колесиках. Он разговаривал, у него куча шестеренок, с раструбом от граммофона, через который он вещал. Мне хочется что-то такое делать, но в стиле ар-деко, в категориях начал ХХ века.
Эскизы ты делаешь вручную? Они всегда твои или кого-то еще привлекаешь?
Всегда мои. И я не очень люблю компьютерные картинки. Все первые эскизы у меня обычно нарисованы от руки, потом уже эта модель появляется в 3D - чтобы посмотреть, какой она будет в объеме. Для выяснения технических деталей.
Коллекция белья как появилась?
Случайно. У меня подружка любит майки всякие-разные и я с моей женой задумались, что ей подарить, придумали ювелирную майку. Вообще моя жена - мой основной источник вдохновения. До сих пор не подарил, но это не важно, главное, во что сейчас эта идея развилась.
Почему не подарил?
Не успел доделать. Тогда мы придумали другой подарок. Идея пришла, когда повод уже ушел. Все это белье можно по настроению подбирать и собирать целых персонажей. Мужские семейные трусы, полосатую майку-алкоголичку и носки - это один персонаж. Можно чулки, бикини, трусы женские и лифчик - это другой персонаж. Если поменять цвета - получится третий персонаж.
Они как модули продаются?
Да, можно подобрать себе любых вещей, набрать целое колье. Они нанизываются на шнурок. Есть еще комплект выходного белья. С ним и на открытие выставки можно пойти.
Ты говорил про то, что хочешь делать вещи так, какими ты сам их видишь, но мнение заказчика все равно приходится учитывать?
Конечно, я всегда расспрашиваю человека о его интересах и повседневной жизни, делаю 2-3 эскиза украшения, показываю их. Допустим, заказывает кто-то украшение своей жене - нужно разобраться в ее увлечениях, узнать сидит она дома с детьми или ходит в офис каждый день. Только так можно сделать вещь, которую человек будет носить долго и радоваться. А если я не попаду в цель, человек походит день-два со своим подарком, а потом положит в коробочку. Есть заказчики, которые приходят и говорят: «Мне нужно сделать подарок и все равно, что ты придумаешь, мне все равно, что это будет: серьги или кольцо, или подвеска». Когда заказчик постоянный, я например, серьги ему уже сделал, то выполняя новый заказ, придумываю кольцо - как дополнение, которое стилистически подходит к серьгам.
Значит, есть уже и постоянные заказчики?
Да. А бывает, люди через год-полтора приходят и просят подновить мое украшение. Приятно когда я вижу, что эти вещи заношены, что ими каждый день пользуются. Для меня очень важно увидеть свою работу настолько «убитой». Значит, ее вообще не снимали. Все камни заросли какой-то грязью -- я ее отмываю, реставрирую вещь, что-то переделываю.
Кто заказывает?
Обычные люди, но бывают заказы и от организаций. Некоторое время назад одна большая контора делала подарки сотрудникам к Новому году -- им надо было порядка 500 экземпляров. Это были закладки для книг, серебряные.
Для тебя такая работа не рутина?
Рутина в какой-то степени, но не обязательно я лично буду все это делать, у меня есть люди, которые отлично справятся с таким заданием по моим эскизам.
Ты привносишь в свои работы что-то новое с точки зрения концепции ювелирного дела?
Все работы стараюсь делать функциональными. Взять, к примеру, колье «Лимоны», там магнитный замок, который удобно застегивать-расстегивать. Я придумал его, насмотревшись на то, как мучаются женщины, пытаясь открыть или закрыть миниатюрные замочки цепочек.
Слышал, ты Европу покорять собираешься?
Да-да-да, сейчас поедем туда со всеми работами, повезем показывать просвещенным европейцам.
За рубежом у тебя много конкурентов?
Там много интересного происходит, люди делают массу хороших вещей. Мне кажется, что там мои работы тоже будут интересны. Кстати, у нас в Москве люди больше обращают внимание на «Канцелярию», а в европейских странах - на «Белье». Я лично не могу понять почему так, так что рассказываю просто как факт.
Расскажи об украшениях с микромеханикой.
Хочется, чтобы украшения жили, чтобы в них было еще что-то кроме драгоценных материалов. Я пытаюсь удивить каким-то необычным эффектом. Человек надел кольцо, повернул на нем что-то и оно стало совсем другим -- вот что мне интересно. Сейчас мы делаем диафрагму, на моем сайте есть картинка -- диафрагма закрывается-открывается. Еще я работаю над кольцом с диафрагмой наверху - открываешь ее, а там бриллианты. Захотел вещь поскромнее - закрыл диафрагму и никаких бриллиантов нет. Есть еще похожие замыслы с серьгами. Такие украшения можно надеть в офисе и ходить скромным человеком, а если потом планируется вечеринка или коктейль, серьги автоматически, одним движением руки, становятся более парадными и подобающими торжественному случаю.
То есть, кроме эффекта, речь идет о превращении?
Да, моментально из куколки в бабочку - и обратно в куколку. У бабочек, кстати, очень сложное устройство -- тут и механика, и гидравлика. Куколка сначала вся сложена, обернута крылышками, когда бабочка вылезает -- у нее крылышки маленькие и сморщенные. Потом они по всем прожилкам наполняются некой жидкостью, эта жидкость в них застывает и крылышки становятся жесткими. Раз-два-три, и бабочка может лететь. Вот такие вещи мне хочется делать.
У тебя была мысль насчет собственного арт-проекта, небольшой выставки?
Есть мысль сделать выставку одной вещи. Но это очень ответственно. Например, если бы я был скульптор, то моя работа выглядела более осязаемой, она бы занимала некое пространство, заметный объем, активно формировала бы вокруг себя настроение, эстетику. В общем, сразу понятно куда ты пришел и ради чего выставка. С ювелиркой сложнее, трудно вызывать эмоцию одной маленькой вещью. Если, конечно, это не выставка из коллекции каких-то царских особ. Достаточно одно колье или царскую корону выложить на витрину и все станет понятно: его цена, история сами за себя говорят. А вот вещь современная, сделанная недавно просто так заинтересовать не может, надо что-то особое придумывать.
Часами заняться мысли не было?
Мысли были. Часы - это, может быть, следующий этап. В часовом деле много людей, работающих в близком мне стиле. Иногда я декорирую часы. Но если заниматься этим серьезно, надо делать что-то свое.
И последнее, где можно купить твои работы?
Коллекция «Канцелярия», «Белье» - на Никитском бульваре продается, через какое-то время еще будет пара мест, где их можно будет купить, и у нас здесь на Болотной набережной есть собственный шоу-рум и сама "лаборатория". Здесь очень много людей отдыхает, с вечера четверга и до воскресенья тут буквально толпы людей, они приходят за впечатлениями.
Ювелирная лаборатория "MARKIN"
www.vladimirmarkin.com
Москва, Болотная набережная, д. 3, стр. 2
Текст: Артем Тагиров, Etoday.
Фото: Natia Zviadauri, Иван Чикин, Etoday.