Доверительный дизайн - интервью с Денисом Беленко \ Design
Etoday взял интервью у одесского дизайнера Дениса Беленко, работы которого мы уже неоднократно публиковали. Интересно, что первоначально информация о студии Беленко пришла с европейского сайта.
Денис, вы выросли в семье моряка, почему решили заняться дизайном?
Моё воображение формировалось возможностью соприкасаться с интересными вещами, предметами, картинками, привезёнными из-за границы, в то время, как Вы помните, в нашей стране было не за что зацепиться глазу . В советские времена эстетики было мало, ей практически не уделялось внимание. Детское воображение возбуждала любая нестандартная вещица - это был своеобразный тренинг фантазии. Наверное, тогда и зародилось понимание того, что многое можно менять, создавать, вносить разнообразие и новизну.
Какие-то предметы из детства помните, которые вас впечатлили (а может это были дома)?
Как правило, я разбирал на запчасти все попавшие мне в руки предметы и приборы - это всегда было интересней, чем просто собирать их на полке. Любое собирательство всегда ассоциировалось у меня с фетишем. С особым интересом разбирались предметы, типа зеркального фотоаппарата «Зенит», подаренного мне на день рождения.
Настоящим потрясением для меня стало моё путешествие на корабле в Японию с моим отцом. Тогда, моё представление о том, как может выглядеть окружающий мир, поменялось на диаметрально противоположное.
Как вообще оцениваете советский период в истории отечественного дизайна?
Мне кажется, что оценивать особо нечего, когда речь идет об отечественном дизайне. Безусловно, всегда были яркие личности, но понятие "Отечественный дизайн" - это доктрина государства, а она у нас всегда была направлена не в сторону эстетики. Поэтому у нас в стране было все самое надежное, тяжелое и прочное, но напрочь лишено понятия «дизайн».
В чем заключалась работа макетчика при Одесском оперном театре?
Будучи студентом первого курса Архитектурного факультета, я искал возможность практической работы по профессии. Молодым специалистам без опыта работы устроиться по специальности было практически невозможно. Мне повезло, я познакомился с людьми, которые делали настоящие пластиковые макеты домов. Я был счастлив, когда они взяли меня на работу! Там, мной были освоены все принципы работы с макетом. В то время мы воспроизводили макет улицы Дерибасовской, дом за домом, точные копии каждой детали, каждого балкона и фонаря, цвета, фактуры, вывески. Даже свет в окошках! Было очень интересно.
На кого вы равнялись в своей работе, пока не открыли собственное бюро?
Больше всего меня впечатляет то, как работают успешные люди, это необязательно дизайнеры. Когда человек добивается заметных результатов - это привлекает, при этом, сфера деятельности может быть любой. Нравится, когда человек нарушает общепринятый стандартизированный подход, нарушая затёртые догмы, в таких случаях часто получается неожиданный эффектный результат.
Есть для вас авторитеты в сфере дизайна? Как относитесь к Филиппу Старку,
например? Кто нравится, а кто нет?
Для меня самые большие авторитеты - люди, специалисты, достигшие 60-ти летнего возраста и всю жизнь посвятившие себя своему ремеслу. Это действительно профессионалы, уважаю творчество и профессионализм. Конечно, я отмечаю для себя успешные и интересные работы, скучные и неграмотные пропускаю. Критика других в массы, на мой взгляд, деструктивна. Если я вижу ошибки в чужих работах, просто отмечаю для себя, как делать нельзя или как можно сделать лучше. К деятельности Старка я отношусь со здоровым интересом, он очень продуктивен в своей работе.
У себя в жж вы написали «Дизайн не должен быть лицемерным». Что это значит?
Дизайн должен быть лишён всяких «псевдо» и «под», он должен быть чистым и честным от идеи до воплощения. Идея не должна корректироваться и подгоняться под бюджет или заказчика, в таких случаях доминирует коммерция, а это уже не творчество. Заказчик, который давит своим представлением о прекрасном и мнением, рискует получить искажённое воплощение своей мечты о хорошем доме или ресторане. Дизайнер должен чувствовать доверие, это первый ключ к успешному проекту. Я стараюсь работать с людьми, которые уже знакомы с моим творчеством, тогда не нужно ломать их стереотипы и убеждать в чём-либо, достаточно сформулировать задачу. Только в случае абсолютного доверия работа приносит удовольствие и хороший результат.
У вас офисы и производство не только в Одессе, но и в Стамбуле. Как вам удалось
наладить бизнес за границей?
Я ещё в процессе развития. Идея создания собственного производства за границей пришла как-то сразу после того, как ряд моих объектов получили мебель либо не лучшего качества от местного производителя, либо в каталогах производителей не получалось найти то, что бы соответствовало моему представлению о мебели для данного объекта. Стечением обстоятельств я оказался в Стамбуле, где познакомился с рядом людей, заинтересовавшихся идеей создания мебели для моих объектов, стало интересно что из этого получится. Мы объединили усилия, создали команду и цепочка замкнулась.
Теперь я имею возможность продумывать всё до мелочей и мои работы не ограничены выбором представленного ассортимента на рынке. К тому же, это оказалось очень интересным занятием и останавливаться мы не собираемся. В планах освоение рынков Европы и представление новой коллекции авторской мебели.
Лично я узнала о вас с иностранного сайта. А как они узнали о вас? Занимаетесь собственным пиаром?
Много моих работ размещено в интернете на моих блогах, сайте. Я много общаюсь, в наши дни, интернет - это некий эгрегор по обмену информацией и энергией между людьми. Что-либо интересное из работ, размещённое в интернете, моментально попадает в поле зрения людей, интересующихся и увлечённых дизайном и событиями в мире дизайна.
Мне приходит много писем с просьбой опубликовать ту или иную работу в разных изданиях. Творчество должно быть среди людей, оно должно обсуждаться, им должны обмениваться, делиться, оно не терпит застоя. Любая идея должна быть моментально воплощена и, если у меня не хватает времени это сделать, я не против, чтобы кто-то воплотил её в жизнь. Как они о нас узнают? Не знаю, спросите у них.
В Одессе - много красивых ресторанов (мне так кажется). А вы согласны с этим утверждением? А по сравнению с другими городами, в которых вы бывали?
В Одессе много заведений, открытых именно для людей, а не для себя инвестором. Туда можно прийти, окунуться в душевную атмосферу, вкусно поесть, есть заведения, где можно получить «хлеба и зрелищ», отдохнуть и сменить обстановку. Много заведений с характером, с интересным интерьером, продуманным меню и правильным обслуживанием. Отметил для себя большое количество хороших заведений в Москве и Питере, что касается Украины - это Киев, Львов.
Мне очень нравится ресторан-театр Бернандацци, а особенно туалет в нем (без тени иронии - это шедевр). Вы придаете большое значение WC, когда проектируете?
Я стараюсь придавать большое значение всему, что есть в ресторане. Санузлы - не исключение. Сейчас, например, у меня есть один проект, в котором санузел проходной и разделяет два зала между собой, т.е. чтобы попасть из одного зала в другой, нужно пройти через зону с умывальниками. Это просто, практично и одновременно неожиданно для гостей.
Что вас вдохновляет в широком смысле?
Жизнь. Она красива во всех ее проявлениях. В жизни есть масса великолепных моментов для вдохновения, стоит только остановиться на минуту и прислушаться. Послушайте звуки, суету, обратите внимание на мелочи вокруг, посмотрите на все это, как-бы со стороны - это чудесно.
Попадаются ли жесткие клиенты, которые пытаются диктовать собственные условия? Как вы с ними поступаете?
Жесткие клиенты - самые лучшие, потому что они организованы. Но, к сожалению, такие попадаются не часто. Бывает, что клиент пытается диктовать свои условия, если они разумны - я к ним прислушаюсь, если же это просто детские фантазии, не связанные с бизнесом - я попытаюсь его переубедить. Не получится переубедить - будем прощаться. Но делать заведомо нецелесообразные вещи - неразумно и не выгодно, ни мне ни клиенту.
Как вы находите клиентов за границей? Какова география ваших проектов?
Опять-таки - вездесущий интернет, как правило клиенты сами меня находят. Я просто делаю свою работу и рассказываю о ней, а они ищут и находят то, что им интересно. Это самый правильный подход к знакомству. География пока не очень широкая - Греция, Франция, Болгария, США. Сейчас активно осваиваю Турцию - для меня это огромный рынок прямо под боком, сажусь в самолет и через час я в Стамбуле.
На сегодняшний день какие свои проекты считаете наиболее удачными или какие
наиболее любимые?
Все проекты, которые делались изначально с участием клиента, являются удачными. Любимые те, которые сейчас находятся в работе. Один из последних интересных проектов, над которым мы сейчас трудимся - это музей одесского коньячного завода, расположенный на территории предприятия.
Вы сами проектируете мебель или где-то находите, покупаете?
Чаще всего я проектирую мебель и произвожу ее силами своего бюро, покупать не хочу, потому что сложно подобрать именно то, что нужно. Покупаю только антиквариат, который является артефактом для любого интерьера, занимая достойное место.
А чем отличается комод «Игломизе» от других комодов? Что это за техника такая?
Игломизе - это техника травления с обратной стороны стекла, на которое нанесена золотая или серебряная поталь. Обычно такая техника применялась в позапрошлом и прошлом веках в Европе для изготовления богатых вывесок магазинов и заведений. Я решил использовать ее в дизайне мебели - получилось очень элегантное сочетание материалов, которого еще никто не применял.
Какова судьба лампы Dishlamp? Где ее можно купить?
Лампа совершенно свободно продается, достаточно написать или позвонить к нам в студию. Мы еще только работаем над созданием легкого способа покупок всего того, что мы делаем.
Сколько часов в сутки вы работаете?
Бывает, что приходится работать трое суток без остановок. Но это не часто. Как правило, я стараюсь не перегружаться и работаю не больше 12-ти часов в день. Когда так поступаешь - производительность работы в целом увеличивается. Надо заставлять себя отдыхать.
А как любите отдыхать?
Больше всего я люблю путешествовать, обычно еду куда-нибудь без всякой причины и программы, дикарем. Так, однажды, чтобы просто переключиться и поменять картинку, прожил целый месяц в Нью-Йорке или встречал новый год в пустыне на верблюдах. Часто для отдыха делаю мебель своими руками у себя в мастерской, привожу доски и полностью собираю стол. Удовлетворение от такого отдыха невероятное. Очень люблю готовить - ужин дома, тоже шикарный отдых для меня, т.к. по работе, практически всегда, приходится ужинать где-то в ресторане.
У вас разноплановые креативные интерьеры. А как оформлен ваш дом? Часто ли вы меняете дома интерьер?
Сейчас я сделал студию прямо у себя дома. Это огромная старая квартира в центре Одессы в доме-памятнике архитектуры. Я ее отремонтировал и оформил в аутентичном стиле старой одесской квартиры, здесь есть все - и камин и балкон и даже соседи. Заказчики, приходя ко мне, приходят непосредственно ко мне в гости. Это их обескураживает.
Часто ли бываете недовольны результатами своей работы? Что делаете, если такое случается?
Всегда недоволен чем-то в результате, всегда кажется, что можно было сделать лучше или по-другому. Мне кажется, что если результат работы начнет полностью удовлетворять, можно смело идти на пенсию.
Текст - Наталья Серебрякова, Etoday
Фото - бюро Беленко