Гавр: старость на радость \ Cinema
Сегодня состоялась российская премьера фильма "Гавр", о котором мы немного писали летом с Одесского кинофестиваля.
Новый фильм Аки Каурисмяки - жизнеутверждающее продолжение «Жизни Богемы», снятой им почти двадцать лет назад. Это социальная мелодрама о людях пенсионного возраста с меломанским саундтреком и красивыми видами портового французского городка Гавр. Первый за пять лет фильм Каурисмяки получил приз международной ассоциации кинокритиков FIPRESCI на Каннском кинофестивале и заслужил высокие оценки кинокритиков в мировой прессе
Один из героев «Жизни богемы» Марсель Маркс (Эндрю Вильмс) за эти годы элегантно состарился, покинул благородное писательское дело и переехал из Парижа в Гавр. На склоне лет он ведет менее богемный образ жизни, потому что стал чистильщиком ботинок. Скромного денежного вознаграждения, впрочем, хватает, чтобы вечером посидеть в ближайшей рюмочной. Скрашивает старость Марселя его верная жена Арлетти, которая однажды признается, что неизлечимо больна. Вдобавок ко всему, на Марселя сваливается дополнительная забота - чернокожий мальчик-беженец, которого он однажды находит у себя дома в обнимку с собакой Лайкой.
К слову, надо сказать, что Лайку играет собака режиссера по имени Лайка. И, как в и «Жизни Богемы», он благодарно упоминает этот факт в титрах. Забавно также, что всех своих собак Каурисмяки называет Лайками, только в 1992 году это была черная собачка, а в 2011 уже белая.
Как и в фильме двадцатилетней давности, Аки Каурисмяки снова затрагивает темы неизлечимой болезни и нелегальной эмиграции. Но по истечении такого количества лет что-то изменилось, по всей видимости, в самом режиссере. Почерк остался прежний, а оптимизма добавилось. Обе сюжетные линии - и с мальчиком, и с женой - в конце приобретают нетипично счастливый для финского режиссера финал. И даже злой полицейский (Жан-Пьер Даруссен), которому для смеха в середине фильма дарят ананас, ближе к финалу перевоплощается в доброго.
Эта визионерская во всех отношениях картина утверждает в мысли, что Аки Каурисмяки, не знающий ни слова по-французски, все-таки законченный франкофон. Известно, что он давно задумал снять кино в Гавре, который приглянулся ему своими пейзажами. Но только когда появилась история с маленьким африканским гастарбайтером, идея воплотилась в жизнь, и фильм получил емкое двусмысленное название.
В «Гавре» играет вереница любимых актеров Каурисмяки. У всех героев очень фактурные запоминающиеся лица, и эти лица - фирменный штрих финского режиссера. Так, играющая Арлетти, Кати Оутинен, своим длинным красивым лицом неуловимо похожа на главную героиню «Жизни богемы» - Мими, которую играла Эвелин Диди. Сама Диди, постаревшая, тоже присутствует в фильме.
Одним из самых ярких эпизодов является выступление реально существующего артиста Маленького Боба, который своим почти что карликовым ростом и серебряными седыми волосами, а также олдскульно-рок-н-рольной композицией, добавляет колорита в фильм с умеренным северным темпераментом.
Кажется, 54-летний Каурисмяки теперь с бодростью смотрит в будущее и хочет нам всем сказать, что у достойных людей и старость достойная. Единственное но: в Каннах он признался прессе, что сам имеет все-таки более мрачные представления о жизни. И впрямь, история, которая в руках другого режиссера походила бы на сахарную пудру, в руках «горячего финского парня» выглядит минималистским высказыванием о природе человеческой доброты и порядочности.