Папский день \ Cinema
В российском прокате идет фильм итальянского режиссера Нанни Моретти «У нас есть папа» (Habemus Papam). Это комедийная драма о том, как папа римский потерял веру в себя
Кардинала Мельвиля (Мишель Пикколи) выбрали папой не с первого раза, но практически единогласно. И вот он должен сказать слово пастве, которая заполнила площадь и приветствует его, но не может и малодушно сбегает с мероприятия.
Мельвиль признается, что не чувствует себя избранным для такой высокой участи. Что делать? Для него приглашают лучшего психоаналитика в Италии (Нанни Моретти), который пытается образно уложить папу на привычную кушетку детских комплексов и сексуальных фрустраций. Но, оказывается (!), папу нельзя ни о чем таком расспрашивать. Дальше - еще веселее. Психоаналитик советует Мельвилю обратиться к своей бывшей жене, тоже психоаналитику, «она - вторая после меня», и папа инкогнито наносит ей визит, после которого и вовсе сбегает от незадачливой охраны. И пока ушлый пресс-секретарь (Ежи Штур) придумывает, как обмануть кардиналов, чтобы побег папы не раскрылся, Мельвиль снимает номер в гостинице и прибивается к труппе актеров, которые ставят «Чайку» - в молодости он мечтал стать актером.
Нанни Моретти - не смотря на относительную молодость, уже классик. В 2001 он получил золотую пальмовую ветвь за свой фильм «Комната сына», а в этом году и вовсе готовится возглавить жюри 65-го, юбилейного, Каннского кинофестиваля. "Фестиваль хотел отметить свой 65-й сезон назначением председателя из европейской страны. Эмоциональные, современные, умные фильмы Нанни Моретти -- воплощение лучшего в кинематографе за последние тридцать лет", -- говорит художественный руководитель Каннского фестиваля Тьерри Фремо.
Фильм «У нас есть папа» - по форме больше похож на комедию, хотя по сути это драма о кризисе самоидентификации. Ну вот, например, там есть момент, когда психоаналитик, чтобы как-то отвлечь кардиналов от факта отсутствия папы, организует для них волейбол во внутреннем дворике покоев. Безусловно, комичная сцена. Или занимает их тем, что анализирует, кто какое снотворное принимает; кардиналы, все как один, в силу преклонного возраста и нервной работы сидят, кто на успокаивающих, кто на мощных транквилизаторах. Параллельно Мельвиль едет в метро и вслух репетирует свою будущую речь для паствы, что, естественно со стороны похоже, на бред пожилого человека, больного альцгеймером.
Вообще благодаря прекрасной актерской игре Мишеля Пикколи все происходящее на экране не превращается в пошлый фарс, а видится вариацией на тему «Садов осени» Иоселиани. От начала и до самый титров - это умная и интеллигентная трагикомедия о поиске не духовном, а душевных сил.
Говорят, в религиозной среде этот фильм вызвал даже небольшой скандал. И хоть нельзя ни на секунду усомниться в том, что «У нас есть папа» - это вымысел, наверное, очень близок он к правде жизни. Человек, которого избрали самым главным после Бога, не чувствует в себе возможности стать ведущим, а нуждается в том, чтобы быть ведомым. Как и любое человеческое существо.