Тридцать лет с Петровым и Васечкиным \ Cinema
В этом году культовому детскому фильму «Приключения Петрова и Васечкина, Обыкновенные и невероятные» исполняется 30 лет. Примерно столько же лет сейчас среднестатистическому поклоннику этого фильма. Etoday встретился с автором и режиссером этого фильма Владимиром Алениковым* на Одесском кинофестивале и поговорил о том, почему сейчас так не снимают для детей, а также про стрельбу в Далласе и выступления на Болотной.
Владимир Алеников сейчас живет между Россией и США, последняя его работа - в качестве продюсера фильма "Голливудский мусор".
Владимир Алеников с исполнителями ролей Петрова и Васечкина - Д.Барковым и Е.Дружининым.
На закрытии Одесского международного кинофестиваля - группа фильма "Голливудский мусор" - актриса Дэрил Ханна, продюсер Владимир Алеников, режиссёр Филипп Волкен.
-С какого года вы живете в Америке?
-Первую картину в США я сделал в 1991 году. Я подписал свой первый американский контракт после неожиданно большого успеха фильма «Биндюжник и Король» на Лос-Анджелесском кинофестивале. Но это не значит, что я там живу постоянно, я просто периодически там работаю.
-Но вы как бы достаточно укоренились, и ваш сын Фил Волкен (режиссер фильма «Голливудский мусор», представленного на ОМКФ – ред. ) носит американскую фамилию.
- На самом деле Филипп взял дедовскую фамилию и просто ее обрезал. Да, я в течение ряда лет был профессором Лос-Анджелесского университета, преподавал там кинорежиссуру, ну и параллельно снимал кино. Моя продюсерская компания «Dream Factory Entertainment», та с которой я делал «Пистолет (с 6 до 7.30 вечера) », существует с 1993 года и по-прежнему функционирует, реализовывает разные проекты и планы.
-И дети ваши в Америке выросли?
-Ну, по сути да. Хотя Филипп первый раз попал со мной в Штаты во время работы над картиной «Время тьмы» (в России она шла под названием «Феофания, рисующая смерть», в Европе – «Очищение»), это такой средневековый триллер. Ему было тогда 14 лет. А Ася была совсем маленькая. Они оба – двуязычные люди, впитали в себя и ту, и другую культуру.
На съёмках фильма "Биндюжник и Король" - с Ириной Розановой, сыном Филиппом, Зиновием Гердтом и Арменом Джигарханяном.
-У вас сейчас есть какие-то проекты в Америке?
-Есть проекты и в России, и в Америке, и в Европе. Вопрос, как всегда, в финансировании. Рассказывать о них бессмысленно, потому что, пока проект не профинансирован – что о нем говорить. Кинорежиссер зависим от инвесторов, от чужих больших денег. Есть деньги – есть кино. Нет денег – нет фильма. Нереализованный сценарий – это ничто, это полуфабрикат, которого нет.
-Ну на уровне идей…
-Идей хватает. Есть готовые к производству сценарии. Ну, о российских еще могу рассказать. В России выходят мои книги. Каждая моя книга – это кино, я ведь прежде всего кинематографист. Последняя книга, которая только что вышла – «Сумерки в спальном районе» - это необычный хоррор/триллер, по ней написан сценарий, мне было бы очень интересно его снять. Это, кстати, первая в России книга, изданная с саундтрэком. Еще есть у меня роман «Звезда упала», который два года назад вышел в АСТ. Это такая щемящая история, которая происходит в оккупированном посёлке во время войны, с 1941 по 1947 год. Сейчас идут переговоры по поводу этого проекта. Есть не раз переиздававшийся роман «Поиски любви». Ну и так далее.
-Ваш фильм «Пистолет (с 6.00 до 7.30 вечера)» - о том, как пистолет попадает в руки разных людей с трагической развязкой. Что вы думаете о недавней стрельбе Джеймса Холмса в Далласе на фильме «Темный рыцарь»?
-Тема, затронутая в моей картине, крайне актуальная. Но сам фильм, несмотря на то, что стал культовым в определенных кругах, представлял США в главном конкурсе Всемирного Монреальского кинофестиваля, получил ряд призов на других международных фестивалях, тем не менее, в Америке в театральный прокат не вышел, а был выпущен только на DVD. Потому что есть куча общественных организаций, защищающих право американских граждан на ношение оружия, и они были возмущены фильмом. Они считают, что это исконное право американца – носить с собой пистолет. Я же, наоборот, ярый противник этого мнения, и картина моя доказывает как раз обратное, что оружие уже само по себе олицетворяет некое зло. Я согласен с Чеховым: «Если ружье висит на стене, то оно выстрелит». И пафос фильма именно в том, что зло рано или поздно происходит. Энное количество стран купило картину, в том числе и для театрального проката, а в Америке – нет.
Но вы же видите, что периодически происходит. Какой-то сумасшедший начинает стрелять во все вокруг. То есть история, рассказанная мной в «Пистолете», более чем актуальна.
-Всё-таки ваши самые популярные фильмы - «Приключения Петрова и Васечкина. Обыкновенные и невероятные» и «Каникулы Петрова и Васечкина. Обыкновенные и невероятные». Чем вы объясните такую огромную любовь поколения 30 -летних русских людей к этим фильмам? Несколько лет назад их даже показывали на «Пикнике Афиши», культовом хипстерском мероприятии.
- Если зайти на сайт www.vasechkin.ru, который на протяжении многих лет ежедневно посещают десятки людей, можно увидеть, что даже совсем юные зрители, увидев впервые эти фильмы, присылают такие же восторженные письма, как когда-то их родители.
Чем объяснить, что фильмы до сих пор живы? Одна из причин, я думаю, состоит в том, что эти мои картины сильно опередили тогда свое время. Вообще это свойство моих фильмов – они, как правило, опережают время. Из-за этого, в частности, что с каждой моей картиной при её выходе возникала куча проблем – не бывало, чтобы фильм сразу приняли, он всегда выламывался из привычных рамок. Раньше, при советской власти, начальство стояло на пути фильмов к зрителям – в частности, те же фильмы о Петрове и Васечкине были категорически запрещены к каким бы то ни было показам, положены на полку с грифом «никогда и никому не показывать».
-Почему?
-Потому что они вызвали бурю негодования у начальства . Обвинения были такие – до сих пор помню эту терминологию – «непионерская пластика, непионерская музыка, американизмы» и т.п.. Это «Приключения..».
А «Каникулы Петрова и Васечкина» вызвали ярость ещё и потому, что это был парафраз «Ревизора» Гоголя. И картина воспринималась, как абсолютная сатира на систему, пионеры – маленькие взяточники, коррумпированные чиновники.
Уже «Приключения» вызвали страх и негодование, а когда я сделал «Каникулы» - обе картины были окончательно запрещены к показам навсегда. Я не раз рассказывал почти авантюрную историю о том, как они всё-таки пробились к жизни, эти фильмы. Это длинная история, она есть в интернете, в том числе на сайте vasechkin.ru.
-Но вы, когда придумывали сценарий «Каникул», держали в голове мысль, что это будет сатира?
-Мне тогда после сдачи «Приключений Петрова и Васечкина» было сказано: «Снимай продолжение». То есть всё-таки, несмотря на все опасения, начальству фильм понравился. Я поначалу отказывался, не хотел повторяться. Но мне сказали – или продолжение, или ничего. И тогда я решил, в таком случае пусть это будет новый жанр - мюзикл. Пока летел в самолете из Москвы в Одессу, придумал эти две идеи – один фильм по «Ревизору», другой – по «Дон Кихоту».
Но когда сняли «Хулигана», мне начали давать бесконечные поправки. То одно не нравилось, то другое. Помните, Васечкин там поет: «Пойми, я сердцем чист, враньем по горло сыт, в душе я активист и красный следопыт»? Так вот, слово «красный» уже вызывало ярость, пришлось его заменить словом «даже», полная глупость получилась.
А три месяца спустя, после того, как фильм уже был готов, пришлось доснять сцену, где учительница читает детям «Ревизора» и распределяет роли, чтобы было понятно, что это «Ревизор», и тем самым оправдать, что происходит на экране.
Но и это не помогло, все равно картина была положена на полку навсегда. А заодно и «Приключения Петрова и Васечкина» .
-А вы посмотрели «Королевство полной луны» Уэса Андерсена?
-Очень милый фильм, мне понравился.
-А что вообще происходит в Америке с фильмами для детей?
-Это огромная часть общей киноиндустрии. Каждая студия или компания в обязательном порядке делает такое кино, потому что cемейное кино - family movie - это один из самых коммерческих жанров. Тот факт, что он напрочь отсутствует в России – это просто нонсенс. Продюсеры объясняют полное отсутствие интереса к такому кино тем, что якобы кинотеатры не желают его показывать, прокатчики объясняют, что, мол, продюсеры не делают фильмы для детей. Это всё полная ахинея. Ведь это один из самых коммерческих жанров на свете. А в России это - зияющая ниша уже двадцать с лишним лет. Сейчас вроде бы какие-то деньги выделены на поддержку детского кино, но как что будет, этого никто не знает.
-Может это в обществе что-то происходит, что мы мало внимания детям уделяем?
-И это тоже, безусловно. Ну, это же бред, что уже целое поколение выросло не на отечественном детском кино, а на американском. При всем том, что там чудные фильмы делают, но у нас есть своя фольклористика замечательная, свои сказочные герои. Это полный бред, что наши дети растут не на своем, а на чужом фольклоре.
На фестивале "Амурская осень".
-Ваш фильм «Пробуждение» 1991 года об августовском путче был довольно уникальным. Сейчас вы ничего не хотели бы о Болотной площади снять, например? Или вы были в Америке, когда все это происходило?
-Нет, почему, я был в России. Ну, надо учесть, что, снимая «Пробуждение», я был практически единственным человеком с камерой в руках. Потому что все камеры были заперты на студиях, все были перепуганы. И в первые сутки я один был с камерой у Белого дома, если не считать CNN. Мне просто повезло, что перед этим в Лос-Анджелесе я купил маленькую видеокамеру. Мне удалось снять совершенно уникальные вещи, поразительные сцены и поделиться своими мыслями и чувствами по этому поводу.
Фильм «Пробуждение» был показан пару лет назад на Международном кинофестивале документальных фильмов «Встречи в Сибире» в Новосибирске. Был битком набитый огромный зал, и молодежь с сеанса выходила совершенно зареванная. Меня очень долго не отпускали потом. Они говорили – мы ничего этого не знали!
Я горжусь этим фильмом, потому что с каждым годом он становится все значимей, потому что это уникальная хроника, которую никто уже не помнит. Например, там есть сцена прощального молебна перед Белым домом, когда люди реально прощались друг с другом, готовились к смерти, все знали, что будет штурм – ну и так далее.
Что же касается нынешних событий, то их освещает огромное количество телевизионщиков, операторов, журналистов, там и без меня хватает комментаторов.
-А на какую тему, как вам кажется, сейчас фильмов не хватает?
-У нас совершенно не развито жанровое кино. Не хватает настоящих мелодрам, триллеров, мюзиклов, хоррора и так далее. Кроме того, мне кажется, сегодня сильно не хватает картин о наших современниках, о людях, проживших и проживающих удивительные по драматизму и даже героизму жизни. Я бы сам хотел снять такую картину. Думаю об этом.
Наталья Серебрякова
Etoday.ru
* Владимир Алеников - художественный руководитель Российской Центральной студии документальных фильмов, заслуженный деятель искусств РФ.