Мама Анархия \ Illustrations
Андрей Ермоленко (Andrey Ermolenko) -киевский художник и дизайнер, который создает интересные остросоциальные серии плакатов, чем и прославился у себя на родине и за ее пределами. Его выставки "Анархия" и "Жлоб-арт" перемещаются по городам Украины, неся "прекрасное, доброе, вечное". Etoday побывал на одной из выставок и поговорил с художником.
-Это правда, что вы были учителем раньше?
-Да, преподавал химию в 200-й киевской школе. До сих пор дети помнят, называют Андреем Ивановичем. Только у них уже у всех семьи, дети. Я был хорошим учителем, так люди говорили.
-Мне кажется, химия – такой сложный предмет.
-Химия – очень легкий предмет, если нормально его преподавать. Логику включаешь и все – больше ничего не надо.
-И как получилось, что вы стали художником, дизайнером?
-Я все время рисовал – в университете и после. Были заказы, но это было как хобби, которое постепенно перешло в профессию. Вначале заказывали оформлять книжечки, брошюрки. Когда учился в аспирантуре, денег там мало платили, а выживал за счет этих халтур. Месяца за три до защиты я понял, что меня химия засасывает, я вырваться не смогу, а нравится рисовать. Подумал-подумал и решил: все, завязываю с химией, иду в искусство. Очень быстро и безболезненно поменял в один день практически все на сто восемьдесят градусов, о чем не жалел ни разу. Теперь есть два плюса: у меня нет хобби, хобби стало работой и за него еще и деньги платят.
-А ведь говорят, надо сделать свое хобби работой, чтобы его возненавидеть.
-На работе ты, конечно же, бывает, делаешь то, что тебе не нравится, но того, что нравится, больше.
-На своей работе в журнале «Український тиждень» вы чем занимаетесь?
- Я – арт-директор, делаю обложки, занимаюсь оформлением внутри текстов, фотографий. Визуальный ряд весь на мне. Но я рад, что там работаю. Это одно из изданий, которое действительно является независимым. Это инициатива группы людей, часть которой из нашей страны, а часть – зарубежные инвесторы.
-Как называется техника, в которой выполнены ваши работы?
-Дижитал-арт. В начале руками делаешь набросок, композицию, потом в компьютере доводишь все до конца. Плюс в том - что ты не сидишь и не думаешь, когда оно высохнет, также можно подобрать цвета по желанию заказчика.
Некоторые говорят: «Да это же не искусство! Вот масло, акварель, графика – это искусство!» На самом деле я тоже ничего не имею против масла, я тоже писал. Вопрос не в этом. На самом деле искусство – это такая штука синтетическая, человек может проявлять себя в чем угодно. Например, есть офигенные французские художники, которые из мусора собирают работы, есть люди, которые из проволоки делают скульптуры. Какой-нибудь шаман, который жил две тысячи лет назад, увидев картины маслом, сказал бы: «Это не искусство! Картина должна нести заряд такой: нарисовал оленя, ты должен пойти на охоту и убить оленя».
Сейчас все развивается, меняются техники, меняется прикладное исполнение.
-Вам неприятно, когда вам так говорят «Это же не искусство!»?
-На самом деле момент переживания уже давно прошел. Ребята! Вот, например, анимация – это искусство. Анимация сейчас делается на компьютере. Вопросы есть? На целлулоидных пленках никто не рисует. Неужели обязательно сидеть, дышать растворителями?
Или вот взять нынешние афиши (которые я очень люблю рисовать). Вот предвыборная кампания идет. Чуваки взяли, скосили бабла, градиентик растянули, положили название партии, все. Более клевые – когда фотограф делает фотосессию. А пройти посмотреть – все одинаковое, и это страшно! На предвыборную кампанию выкидывается куча денег и вдобавок получается безликость, серость.
-Когда вы рисуете, что вначале рождается - афоризм или картинка?
-На самом деле вначале рождается герой. Где-нибудь на салфетке делаешь эскиз, потом приходишь домой, берешь карандаш, делаешь набросок. Сперва это идея. Мы сейчас живем в уникальный момент, когда героев становится все больше и больше. Очень быстро меняется мир. Одни уходят в деньги, другие – в политику, третьи…
-в дауншифтинг?
-я, кстати, где-то недалеко от дауншифтинга, потому что с удовольствием езжу в Индию, мечусь по поездам огромным вместе с индусами. Правда надолго меня не хватает, приходится ехать в Киев, зарабатывать деньги, чтобы опять поехать.
Хочется возродить украинский дизайн. Вот вы мне можете назвать хотя бы одного известного на всю Украину дизайнера?
-По дизайну интерьера могу назвать.
-А по графическому дизайну? Есть кто-нибудь, как Артемий Лебедев у нас?
-Нету.
-История простая. У нас каждый год выпускается из художественных вузов и техникумов до фига профессионалов и они рассасываются и теряются. Очень много есть качественных иллюстраторов, но дизайнеров нет. Происходит одна очень простая штука – есть тусовочка, в которой все всех знают.
Я вообще не тусуюсь с художниками. Когда встречаешься с художником, кроме негатива и каких-то сомнений ничего не почерпнешь. Когда ты не в этом, ты не рефлексируешь, что они будут говорить про твои работы, ты берешь и делаешь.
Вообще искусство сейчас никому не нужно, нужен человек, которого можно продать. Смотрели «Неприкасаемые» (1+1)? Вот когда чувак там продает картину негра – это принцип нашего современного искусства. Человек может быть гениальным, но пока его не продвинут на рынок, ничего не продастся.
-Ну а кто на Украине продвигает? Пинчук?
-Пинчук – да. Меня, например, Антон Мухарский продвигает. На самом деле тут такой феномен. Не было бы такого парня как Сергей Параджанов, не было бы Марии Приймаченко. А таких Приймаченко по всей Украине – миллионы, но никому они пока не нужны, пока их кто-то не представит и не скажет – вот это кайф.
-Возвращаясь к героям, ваша серия «жлоб-арт» – это пример создания галереи таких современных героев?
- Ну сейчас уже таких героев мало. Они живут в маленьких городках на периферии, а так – молодежь уже стала более продвинутая и более умная. Ездит по Европам, смотрит нормальные фильмы. Много, конечно, тех, кто сидит глушит пивас на улицах…Но в целом, современные герои на Украине – это жлобы, к сожалению. Как-то мы сидели в кафе и за соседним столом сидели такие дядечки в костюмах, уже хорошо под шофэ. Один такой поднимает тост: «Давайте выпьем за тех пацанов, которые сменили спортивные костюмы на костюмы Prada!» То есть у них в голове вообще ничего не поменялось, те же принципы остались: нагрести под себя побольше и никому не отдать.
Чем мне нравится Украина 19 века, что были такие парни, которые зарабатывали деньги и вкладывали их в искусство, науку. Где сейчас такие меценаты? Да, есть Пинчук и еще парочка имен. Жлобы везде. Это символ Украины сейчас. «Пацанчики» уже прошли, но жлобы пересели из одних кресел в другие и плодят себе подобных.
-Я знаю, что во Львове в музее «САЛО» вы устроили интересный перфоманс со своей выставкой «Жлоб-арт». Расскажите, пожалуйста.
-Мы привезли клетку такую огромную, посадили туда двух таких реальных пацанчиков, которые отжимали у людей телефоны, забирали шапки, наезжали, приставали к ребятам, девочкам. Это было настолько естественно!
-Но это были актеры?
- Да, но вначале не поверили, что это актеры. Они на вид абсолютно интеллигентные ребята, такие хипстеры. Мы их спрашиваем: «Вы будете гопниками?» «Поверь, будем», - отвечают. За пятнадцать секунд переоделись, отыграли, а потом еще долго не могли выйти из образа.
Вот это социальное искусство. Мы должны пробуждать в людях «хорошее, доброе, вечное» не только ланами и подсолнухами.
-У вас есть и западные заказчики?
-Я делаю обложки на диски для разных диджеев. Они платят.
-У вас, наверное, есть профайл на behance, и так они вас находят?
-Совершенно верно. И даже по-разному. Наши ди-джеи ездят на запад, оттуда ихние приезжают, видят обложку: «О, прикольно!»
-А вот модная тематика у вас – черепа. Это осознанно?
- Черепа были модной тематикой всегда. Потому что в Академии художеств рисуют шар, пирамиду, куб, восьмигранник и потом доходит до черепа, и на черепе очень долго тренируются. Черепа все время будут актуальны.
-Но модные дома вроде Gucci к этой теме лет пять-шесть назад обратились.
-Я рисую черепа с детства. Всех притягивает смерть и поэтому – череп.
-А в разрезе национальной идеи что подразумевает такая символика?
-На флаге Нестора Ивановича Махно был изображен череп с двумя костями и написано «Воля або смерть».
-Это как у пиратов.
-Это не как у пиратов, это как у анархистов! А пираты они те же и анархисты, в том то и дело. Махно был отличный пиар-менеджер для анархистов. Посмотреть на него на самого – это ж красавчик! В папахе, длинные волосы, подтянутый, хотя метр пятьдесят ростом. Моя бабушка, которая видела его вживую, говорила, что это был орел! Это был реальный демон! Он продвигал анархизм так, чтобы его боялись.Это правильно.
Власть должна бояться свой народ. За рубежом вот боится. У нас - нет. На Украине наоборот народ боится каких-то 400 человек, которые сидят где-то в Раде. Сейчас социальная активность переместилась в фейсбук, а надо выходить на улицу. Есть такое абсурдное выражение: «Чтобы победило добро, надо чтобы все добрые люди объединились и убили злых».
Наталья Серебрякова, Etoday.ru