Яна Троянова: «Я – очень российский человек» \ Cinema
В отечественном прокате уже вторую неделю идет фильм «Жить» режиссера Василия Сигарева. Одну из главных ролей в фильме сыграла его жена – Яна Троянова, известная также зрителям по фильмам «Волчок» и «Кококо». Etoday поговорил с актрисой о ее профессии, личной жизни и предпочтениях в кино.
-Вы пришли в кино из театра. Какая разница между работой в театре и в кино?
-Как-то я снимаюсь в таком кино, что получается, разницы-то и нет. Все равно есть возможность оставаться художником. Когда ты живешь в коллективе в театре, вот тут не просто: я долго не могу усидеть на одном месте. А кино - это такая вещь, куда ты пришел, сделал и ушел.
-Сейчас вы уже полностью ушли из театра?
-Да-да, и уже давно, еще до кино. Я как ушла, больше в театр не возвращаюсь. Не будет кино – надо будет чем-то еще заниматься.
-У вас сейчас сложилось такое амплуа характерной актрисы, которая играет простых женщин из народа. Что у вас общего с вашими героинями?
- А все. Я всегда на роль соглашаюсь, когда обнаруживаю себя там. Вот если меня там нет, то не стоит даже браться за роль, потому что играть других не хочется. Дело не в том, что я играю простых женщин, а в том, что мне интересны эти персонажи, их судьбы.
-Каково быть женой драматурга и режиссера? Ведь вас Василий Сигарев музой называет.
- Я не могу на этот вопрос ответить, потому что для меня он – человек, с которым я живу. Наверное, все как у всех. У всех есть свои сложности, плюсы, минусы. С творческим человеком мне лично, может быть, жить легче, потому что я сама – творческий человек. А вот когда люди из разной среды, вот тут есть сложность. Мы в одной, как говорится, упряжке. Так что понимание присутствует.
-Быть актрисой, наверное, очень энергозатратно для эмоций. Как вы восстанавливаете психологические силы?
-Вот как сегодня. Хотя я успеваю сегодня с вами общаться, и еще мне надо дать пару интервью, но при этом я нахожусь дома. Мне надо дома быть, отсыпаться, и минимум общения. Вот, правда: силы надо восстанавливать спокойствием. Хотя, конечно, присутствует зал, бассейн, йога. Но настоящее самовосстановление – это дома сидеть, спать и смотреть телевизор в тупую.
-Вы сейчас в Екатеринбурге живете?
-Да, мы живем в Екатеринбурге, просто очень часто в разъездах.
-На премьеру вы куда-то выезжали – в Москву, Петербург?
-Да, конечно. Мы везде сейчас по стране представляем картину. Буквально вчера вернулись из Новосибирска, были в Питере, Москве. На днях полетим в Челябинск, так далее. Прокат нужно поддерживать.
-Возвращаясь к энергозатраности работы, никогда не жалели о выбранной профессии?
- Жалеть – нет, а вот после картины «Жить», наверное, была в каком-то смысле напугана, не ожидала, что профессия может быть такой трудной. Потому что роль очень сложная, и сыграть там ничего невозможно, только проживать. Вот именно на этой картине профессия показала, насколько может она тебя менять навсегда.
-Что-то даже навсегда поменялось, после того, как вы сыграли свою героиню?
-Ну да, во-первых, это как раз отношение к профессии, а во-вторых, именно после этого фильма я начала жить «сегодняшним днем». Пришло какое-то мудрое отношение к жизни, и, надеюсь, это навсегда.
-Получается, ваш муж подтолкнул вас к этому.
- Он намеренно не подталкивал, пришла я к этому, конечно, сама. Но и без него тут не обошлось. Он снял такой материал, после которого любой человек задумается о смысле жизни, о себе в этом мире, о своих близких. Своим материалом он не только меня, он всех зрителей подталкивает.
-Вы как-то сказали на пресс-конференции в Одессе, что вы достаточно депрессивный человек. Мысли о смерти вас часто посещают? Как вы от них отвлекаетесь?
- Часто. Отвлекаться от них можно только при условии, если рядом есть люди. Когда есть люди, они тебя из этого состояния вытаскивают.
-Как вы чувствуете, кто в вашей паре с Василием Сигаревым ведущий?
-А тут нет ведущего, потому что режиссер – это режиссер, актриса – это актриса. Мы партнеры, мы – банда. Вот если бы мы были оба режиссеры, можно было бы как-то об этом говорить. А так у нас профессии разные, но очень друг другу необходимые, и поэтому у нас идет взаимное уважение. Режиссер может написать настолько мощную роль, что актриса будет раскрываться и благодарить за такую возможность.
-А вот приходится иногда уступать так, чисто по-женски, может быть, когда он даже не прав?
-Вы знаете, чем он меня пугает, он чаще всего прав. Или это моя мудрая женская сущность впереди меня бежит и считает, что он прав. Другое дело, есть дни, когда он пишет, и вот в чем мое «женское» проявляется – я нахожусь дома, чтобы он не отвлекался ни на что. Это его просьба – быть дома, пока он пишет.
-Кто из российских современных актрис вам импонирует?
-Роза Хайруллина, Александра Ребенок, Елена Лядова – прекрасная актриса, Дашенька Екомасова. Вот, я пожалуй, весь бомонд сейчас назвала, может кого-то забыла…Вот эти все актрисы, их, правда, не так уж много. Да, я вижу, насколько школа сменилась.
-Как-то вы сказали, что кино становится более женским…
-Нет, нет. Не «более женским», а «все больше и больше становится женского кино», так я сказала.
-Можете прокомментировать это утверждение. Это в связи с чем, с успехом Дуни Смирновой?
-Нет, ну я бы даже не от Смирновой отталкивалась, я бы оттолкнулась от той же Гай-Германики и так далее. Оно и раньше, конечно, было, но сейчас действительно какой-то всплеск. Мне кажется это от того, что вообще в мире что-то сейчас меняется, и уже есть такие женщины, которые сильнее мужчин. Что-то меняется вообще на планете.
-Вы смотрели фильмы и сериалы Германики?
-Ее сериалы у меня не получается смотреть, они мне не нравятся, а фильмы – конечно, и документальные, и «Все умрут, а я останусь». Мне нравятся ее работы, это человек, который чувствует время и очень вовремя заговорил об этой теме, о молодых девчонках. Тема лежала на поверхности, никто ее не брал, а она взяла и рассказала про свое поколение. Важно, чтобы режиссер брался за материал, который знает очень хорошо. Сигарев про свою среду снимает, Германика свою среду взяла. Нельзя прыгать выше головы.
-А вы бы хотели у нее сняться?
-Нет, я как-то там себя не вижу. Я вижу, что она будет вот этой молодой темой заниматься, но я там себя не представляю.
-А у кого могли бы себя представить из российских режиссеров?
-Это Бакурадзе, Хлебников, Мамулия. Вообще вся молодая волна режиссеров – она интересная. Не отказалась бы с ними поработать. Потому что это как раз те режиссеры, которые дают возможность актеру раскрыться. Меня вообще волнует тема раскрытия.
-Вы как-то говорили еще, что любите смотреть голливудские фильмы и таким образом отдыхаете. Что вы последнее посмотрели?
-Ой, их так много, что я могу и не вспомнить все. «Артист», «Черный лебедь»… Мне Коэны очень нравятся.
-Некоторые российские актрисы попадают сейчас в Голливуд или в европейское кино. Там вы себя как-то представляете?
-Вообще, если честно, мне обидно всегда за русских актеров, которые попадают туда. Их всегда, в первом же кадре, убивают. Я человек – честолюбивый, и вообще – не эпизодница. А в Голливуде мы на главные роли не нужны. А раз я не эпизодница, то я бы и не стала туда пролезать. Я палец о палец не ударяю, чтобы попробовать туда залезть. Чтобы все говорили, что меня там грохнули?! Нет, мои поклонники этого мне не простят.
-А в такой продукции, как у Бекмамбетова?
-Я к кино пока только присматриваюсь, и мне в авторском комфортно. И я не размышляю на такие темы. Может быть, к этому придти надо. Но пока меня очень устраивает ситуация в авторском кино, и я ничего не планирую в мэйнстриме.
-Вас устраивает русская действительность?
-Она меня очень устраивает, я вообще не представляю, как можно жить без родины, без своей. В ней много всего есть контрастного, и хорошего, и плохого. Но жить без этого я лично не умею, я – очень российский человек, и даже если мысль посещает, «а может в Европе попробовать пожить?», то я в Европе уже через три дня хочу домой. Другое дело – сейчас в политике происходит много дерьма, пытаются заткнуть рот, кого-то посадить – это, конечно, не устраивает. Но если мы разговариваем о картине «Жить» и о российской действительности, то я без родины жить не могу.
-Какая была самая странная реакция на этот фильм у публики?
-Нет, странной не было реакции, были реакции предсказуемые. Либо кто-то нас ругает, либо понимает, что это искусство и хвалят. Есть наоборот хорошие реакции, когда люди делятся своей жизнью и те, кто прошел через какую-то трагедию, говорят, что фильм жизнеутверждающий. Вот это вот самая главная реакция, которую как награду получаешь.
Наталья Серебрякова, Etoday.ru