Что смотреть: фильмы, которых нет в прокате \ Cinema
Etoday выбрал самые интересные арт-хаусные фильмы, которые пока не идут в кинотеатрах России, но их можно увидеть на всевозможных кинофестивалях или путешествуя за границей.
«Примесь»
Оригинальное название этого фильма – Upstream color. Впервые он был показан на фестивале Сандэнс в начале этого года, а затем в Берлине. Режиссер «Примеси» Шейн Кэрроут известен тем, что в середине 2000-х снял за очень маленькие деньги фильм «Праймер» чуть ли не у себя в гараже. У Upstream color сложносочиненный сюжет, который изящно закольцован в конце.
Молодая женщина попадает в руки злоумышленника, который поселяет в ее организме червя из синих орхидей. Женщина становится управляемой и перекидывает свои деньги на счет незнакомца. Затем она попадает на ферму, где путем хитрых нейро-манипуляций из ее тела изгоняется червь, но с этого самого момента ее психосоматика становится как бы объединена с мозгом свиньи, на которую одевают специальную бирочку с именем женщины. И это только первые двадцать минут фильма. Дальше она встречает парня, влюбляется, выходит замуж, но что-то тревожит ее.
Кэрроут, как Малик, снимает против света, благодаря чему мы имеем удивительно красивую картинку. Он перемежает кадры сюрреалистическими врезками, в которых влюбленная пара еще мгновение назад находившаяся в постели, лежит на белых простынях посреди фермы, а вокруг бегают поросята. Интересно, что сам Кэрроут отрицает, что его фильм о теории заговора, не смотря на весь антураж с банковскими картами. Об этом он рассказал в беседе с режиссером Содербергом, который очень высоко оценил «Примесь».
«Вы еще ничего не видели»
Этот фильм французского режиссера Алана Рене сейчас идет в американском прокате. «Вы еще ничего не видели» - фильм в фильме, или вернее театральная постановка с двумя параллельными кастингами, обрамленная в фильм.
Ряду настоящих актеров (среди которых Мишель Пикколи и Матье Амальрик) сообщают по телефону о смерти их друга, известного режиссера и просят прибыть на его виллу за городом. Там всех встречает дворецкий, который рассаживает гостей вокруг большого проектора и просит посмотреть спектакль молодой труппы актеров, как последнюю волю умершего режиссера. Труппа ставит «Эвридику», древнегреческую трагедию на современный лад. С актерами во время просмотра случается групповой инсайт, и они начинают проговаривать монологи из «Эвридики», которую они когда-то двумя разными составами ставили под руководством ушедшего из жизни товарища. Получается, что в фильме идет целых три «Эвридики», все по одному сюжету и с одними и теми же словами, которые эхом друг за другом повторяют параллельные кастинги. Рене использует такие динамические приемы, как перерезанный надвое экран, в котором дублируются события.
Критика благосклонно отнеслась к этому фильму 80-летнего мэтра, хотя «Вы еще ничего не видели» и не удалось избежать сравнения с ранним шедевром Рене – «В прошлом году в Мариенбаде».
«Гебо и тени»
104-летнего режиссера этого фильма, тоже иначе как мэтром назвать нельзя. Это последняя из снятых на сегодня лента Мануэля де Оливейры, которую можно попытаться поймать на каком-нибудь фестивале.
Приверженец театральности в кино Оливейра и на этот раз остается верен себе и даже более того. Действия этого полностью разговорного фильма происходят в пределах одной декорации – бедной португальской гостиной конца XIX века. Честный и благородный отец семейства Гебо ждет своего беглого сына-вора. Мать (Клаудиа Кардинале) пытается оправдать единственного сына, укоряя Гебо в вечно нищенском существовании, которое они влачат, в то время как невестка разочаровалась и видит истинное лицо своего мужа-негодяя. Когда же появляется сам виновник событий, все оборачивается трагедией для семьи.
Оливейра снял в «Гебо и тени» практически всех своих любимых актеров, которых до этого можно было видеть во многих его фильмах – Леонор Силвейру, Жанну Моро, Луиша Мигеля Синтру.
Наталья Серебрякова