Интервью с автогонщиком: Юрий Лобода \ Auto, Sports
Чем отличается вождение в гонке от обычной езды по дороге, есть ли у нашей страны шансы стать по-настоящему "автогоночной" и о других особенностях своей профессии Etoday рассказал автогонщик Юрий Лобода.
Вы рассказывали, что вы с братом попросили родителей записать вас на гонки в 13 лет. Как шло обучение? Сложный ли это спорт для мальчишки и юноши?
Когда мы только пришли в секцию картинга, было тяжело, так как мы занимались в большой группе и с нами тренировались более опытные ребята. В нас присутствовало огромное желание и стремление ехать очень быстро, плюс занятия были 3 раза в неделю, не смотря на то, что было совсем неудобно добираться. Благодаря тренировкам и желанию, мы с Мишей через месяц уже приняли участие в межклубных соревнованиях и с первых гонок начали выигрывать не только у наших одноклубников, но и у ребят из других картинг клубов Москвы. Любой спорт - сложный и требует больших умственных и энергозатрат, если ты хочешь быть лучшим и побеждать. Автогонки - не исключение. Главное любить то, чем занимаешься, и тогда всё получится.
Вы не стремились гоняться в Формуле 1. Почему? Когда и почему вы приняли решение участвовать в GT? Сейчас вы участвуете в Blancpain Endurance - в чем особенности этой серии?
В детстве была мечта попасть в «Формулу 1», но сейчас мы не стремимся там гонять, потому что для этого нужна спортивная программа на ближайшие 5 лет в формульных сериях, которая будет подкреплена огромным бюджетом в десятки миллионов евро. И, всё равно, даже при присутствии вышеперечисленного никто не даст 100% гарантию на попадание в «Формулу 1».
Перед этим сезоном мы поняли, что один из самых лучших путей в нашем возрасте (24 года) для построения карьеры автогонщика это пойти в класс GT, так как там едут и быстрые пилоты, и люди, которые, имея много денег, занимаются автоспортом в качестве хобби. В этом сезоне мы участвуем в сильнейшем чемпионате мира среди автомобилей GT3 в гонках на выносливость – «Blancpain Endurance Series». Особенность этой серии заключается в том, что весь сезон состоит из длинных гонок (3, 6, 24 часа) и на каждом автомобиле выступают от 3 до 4 пилотов, в одном экипаже могут быть профессионалы и любители. Благодаря этому во многих командах «Blancpain Endurance Series» существует бюджет на зарплату профессионалам, которыми мы хотим стать в ближайшие годы, чтобы при отсутствии спонсоров, мы могли продолжать участие в автогонках на мировом уровне.
Расскажите о своей машине Mercedes-Benz SLS GT3 AMG. В чем ее преимущества, достоинства? Какие еще гоночные машины вам нравятся?
Я начал выступление в гонках на машинах GT только в этом году и поэтому Mercedes-Benz SLS GT3 AMG - это единственный GT автомобиль, на котором мне удалось поездить. Если сравнивать его с остальными болидами в пелетоне, то Мercedes имеет свои особенности! Например, у него очень длинный капот спереди; из-за этого кабина пилота находится в районе задней оси и езда немного специфическая и отличается от управления другими гоночными автомобилями, на которых мне довелось ездить. Так же Мercedes имеет отличную развесовку и аэродинамику, что дает ему лучшее сцепление с асфальтом в поворотам, чем у многих других автомобилей в классе GT, но из-за этого приходится инженерам понижать мощность Мерседеса, чтобы уравнять скорость всех автомобилей на трассе.
Простите за наивный вопрос: вы с детства за рулем. Чем вождение в гонке отличается от "бытовой" езды? Почему гоночная машина неуместна в городе?
Между управлением гоночным болидом и вождением автомобиля в городе, конечно, есть что-то общее, например, и там, и там нужно на педали нажимать и руль крутить (улыбается), но и это делается совершенно по-разному. В гонке пилот должен в каждый момент нахождения на трассе, быть предельно сконцентрирован на езде и выполнять все движения в мгновение с предельной точностью, потому что любая ошибка или задержка на несколько мгновений может привести к очень печальным последствиям: будь то неисправная поломка машины или летальный исход пилота. Это то же самое, что сравнивать пинание мяча во дворе и выступление на чемпионате мира по футболу!
В гоночной машине есть много технических особенностей, из-за которых она не уместна для езды в городе. Начиная с резины, которая требует очень агрессивной езды, чтобы она начала держать машину на трассе; плюс очень резкий дроссель, из-за которого человеку просто нереально будет стоять в пробке; также - очень жесткая подвеска и спортивное кресло, из-за которых совсем не комфортно будет ездить по дороге общего пользования и, заканчивая отсутствием кондиционера, аудиосистемы и других вещей, придающих комфорт при езде по городу.
Кто ваши соперники?
Самый главный соперник - это я сам. Очень важно побороть себя самого: страх, лень, неуверенность.
С возрастом ты набираешься больше опыта, но обостряется чувство самосохранения. В связи с этим необходимо постоянно над собой работать. Это всегда тяжелее, чем бороться с видимым соперником.
В «Blancpain Endurance Series» едут одни из самых лучших и титулованных пилотов в мире. Благодаря тому, что в экипажах выступают несколько пилотов и в этой серии могут участвовать любители, имеющие большое количество денег, а так же команды, которые поддерживают такие автомобильные производители, как Audi, Mercedes, BMW, Ferrari, Bentley, Lamborghini и т.д., для достижения результата, команды у которых есть большой бюджет, приглашают очень быстрых и опытных гонщиков из самых сильных серий в мире – таких, как Формула 1, DTM и WTCC.
В национальной серии "Формулы России" главным соперником является мой брат Михаил, но в этом сезоне я достаточно плотно к нему подобрался, поэтому у меня еще несколько этапов, чтобы с ним поквитаться!
Вы говорили, что вас поддерживает Московский областной банк, и его поддержка стала важным фактором для попадания в команду Mercedes. Как найти спонсоров для гонок? Почему они выбрали именно вас?
Мы очень благодарны Московскому Областному Банку и Республиканской Финансовой Корпорации, в которую этот банк входит, за то, что на протяжении 5 лет они нас поддерживают, так как в России найти спонсоров колоссально сложно. Для этого нужно иметь профайл с отличными результатами выступлений в различных молодежных сериях и хорошую медийную поддержку, так как для спонсоров, в первую очередь, важно иметь понимание, что они с этого могут получить, ведь это чисто коммерческая история. Например, спонсору может быть важна прибыль, например, в виде повышения своей репутации или поиска новых партнеров в бизнесе, а возможно и ассоциация бренда с маркой машины или соревнованиями. В России, к сожалению, очень мало больших компаний, которые выделяли бы деньги на автогонки, в основном, спонсорами выступают либо руководители компаний, которые сами занимаются автоспортом, либо богатые родители молодых пилотов. Нам очень повезло, что удалось привлечь финансовую поддержку МОСОБЛБАНКА и РФК, и мы всегда стараемся максимально выкладываться в гонках, чтобы их ассоциировали с победителями.
К счастью, победителями мы были не раз последние 5 лет и, уверены, что это далеко не наш предел возможностей!
Есть ли у вас любимая или, напротив, ненавистная трасса?
До этого сезона я выступал только на трассах России и Франции. Конечно, уровень гоночных трасс во Франции выше, чем в России, но в последние годы в Подмосковье появилась трасса Moscow Raceway, которая мне очень нравится и не уступает по уровню лучшим европейским трассам, на которых я ездил. Если рассматривать трассы Европы, на которых я успел погонять в этом сезоне, то выделить одну трассу я не могу, так как все трассы в отличном состоянии и на каждой есть свои минусы и плюсы!
Помимо гонок - куда любите путешествовать? Какую машину водите вне трассы? Есть ли у вас неавтомобильное хобби?
Был во многих странах Европы и Африки, но в Азии, так далеко от России, я был только во Вьетнаме. Мне там очень понравилось и показалось, что это совершенно другой мир, в котором хотелось остаться на очень долго!
По городу я езжу на БМВ 330xi универсал. Она достаточно шустрая и комфортная, так что вполне меня устраивает. Кроме автогонок я люблю и другие виды спорта. В основном, играю в футбол, даже состою в команде наших спонсоров, Московского Областного Банка, по футболу, конечно, в любительских турнирах, а не в профессиональной лиге.
Есть ли шансы у нашей страны стать по-настоящему "автогоночной"? Что для этого необходимо?
В последние годы автоспорт в нашей стране только развивается. В «Формуле 1» сейчас выступает очень неплохо российский пилот Даниил Квят, в молодежных сериях - много перспективных русских гонщиков. Также в России появляются отличные трассы, например, в Подмосковье - Moscow Raceway и трасса в Сочи, где в этом году пройдет этап «Формулы 1». Так что сейчас - только позитивные прогнозы на становление России "автогоночной" и, чтобы всё продолжало развиваться, в первую очередь, нужны результаты со стороны спортсменов. Это прибавит интерес со стороны зрителей и болельщиков и подогреет интерес больших компаний и государства к этому спорту.
Страница гонщика facebook.com.